🖥️ Статьи

Что Кант называет критикой чистого разума

Критика чистого разума — это критика способности разума вообще в отношении всех познаний, к которым он может стремиться независимо от всякого опыта. Кантовская философия называется критической или критикой разума, потому что она преодолела недостатки эмпиризма, рационализма, сенсуализма и скептицизма, опровергая их односторонние выводы.

Кант понимал критику как силу, которая должна затрагивать всякое притязание на познание, истину и нравственность, отвергая свойственное предшествующей метафизике псевдопознание непознаваемого и утверждая подлинное познание того, что может и в самом деле быть познано. В своей книге «Критика чистого разума» Кант выделяет всего три «идеи чистого разума»: Мир, Бог и Душа. Их роль заключается в том, чтобы обеспечивать конечный синтез всех результатов познания, создавать цельное мировоззрение.

Истинной задачей критики чистого разума, по определению самого Канта, является ответ на вопрос: «Как возможны априорные синтетические суждения?» Априорные синтетические суждения — это суждения, которые не зависят от опыта, но при этом содержат новую информацию. Например, суждение «все события имеют причину» является априорным, потому что оно не зависит от опыта, но при этом содержит новую информацию.

Для Канта важно было показать, как возможны априорные синтетические суждения, потому что именно они лежат в основе нашего знания о мире. Кант утверждал, что априорные синтетические суждения возможны благодаря тому, что они являются условиями возможности опыта. Например, суждение «все события имеют причину» является условием возможности опыта, потому что без этого суждения мы не могли бы делать выводы на основе опыта.

Для того чтобы понять, как возможны априорные синтетические суждения, Кант разработал свою теорию познания, которая называется трансцендентальной эстетикой и трансцендентальной логикой. Трансцендентальная эстетика изучает чувственные формы восприятия, которые являются необходимыми условиями возможности опыта. Трансцендентальная логика изучает категории мышления, которые являются необходимыми условиями возможности априорных синтетических суждений.

Подводя итог, можно сказать, что критика чистого разума Канта — это критика способности разума вообще в отношении всех познаний, к которым он может стремиться независимо от всякого опыта. Кантовская философия называется критической или критикой разума, потому что она преодолела недостатки эмпиризма, рационализма, сенсуализма и скептицизма, опровергая их односторонние выводы. Для Канта важно было показать, как возможны априорные синтетические суждения, потому что именно они лежат в основе нашего знания о мире. Для того чтобы понять, как возможны априорные синтетические суждения, Кант разработал свою теорию познания, которая называется трансцендентальной эстетикой и трансцендентальной логикой.

Кому принадлежит SPAR в России
Вверх